ЭКОДОМА SOLAR

Экологическая архитектура - Дальний Восток

Previous Entry Share Next Entry
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ: О ПЕРСПЕКТИВАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВЛАДИВОСТОКА
pavel_vladiv
УДК 711.01 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

О ПЕРСПЕКТИВАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВЛАДИВОСТОКА В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

П.А.Казанцев, профессор, кандидат архитектуры, ДВФУ, Владивосток


градостроительство, устойчивое развитие городов, экологическая архитектура


Расположенный на полуострове, к началу XXI в. Владивосток практически исчерпал возможности своего развития в границах отведенных ему территорий. Рост города возможен и происходит сегодня или за счет уничтожения лесных массивов хребта Богатая Грива - естественных зеленых легких города, или за счет "уплотнения" его исторического центра и застройки верхних отметок сопок. При этом массированная точечная застройка сопок разрушает уникальный природный ландшафт города и резко ухудшает микроклимат раскрытых на юг склонов. Намеченное генеральным планом города освоение острова Русского, лишенного своих водных и энергетических ресурсов (новый административно-деловой центр и жилой район на п-ве Саперный на 100 тыс. чел.), ведет к увеличению протяженности инфраструктурных связей в направлении север-юг, и росту стоимости предоставляемых коммунальных услуг (газопровод, водовод через пролив Босфор Восточный). С освоением Русского увеличилась и протяженность транспортных связей, заметно вырос транспортный поток север-юг через центральную часть города.
Автомобиль сегодня практически уничтожил придомовые территории в спальных районах, а в деловой части города парковки вдоль улиц идут уже в два, а иногда и в три ряда на тротуарах и проезжей части. При этом в историческом центре вписываются все новые и новые административные комплексы, не обеспеченные парковочными местами. Предлагаемое строительство магистрали - дублера направления север-юг (ВКАД) вдоль берега Амурского залива практически сделает невозможным превращение береговой черты города в оздоровительно-рекреационную зону. Трамвай, как средство общественного транспорта, за 15 лет деградировал, большая часть маршрутов демонтирована, парк вагонов не обновлялся. Выделенные полосы автобусного движения, из-за сплошной стихийной парковки вдоль основных магистральных улиц города, организовать не удается.
В целом можно констатировать, что альтернативные варианты экологически устойчивого развития города (например, такие амбициозные, как в портовом Гамбурге - передать город под власть пешеходов и велосипеда, заменив автомобиль развитой системой общественного транспорта) - не рассматриваются даже в ведущихся сегодня перспективных проектных проработках. Тем не менее, беглый предварительный анализ показывает, что предпосылки такого развития пока еще сохраняются.
В силу своего географического положения Владивосток обладает уникальными природными ресурсами. Южная широта города (43°6’ с.ш.) в сочетании с устойчивыми муссонными ветрами создают предпосылки для успешного развития ветро- и гелиоэнергетики. Число солнечных дней с ноября по март составляет в среднем 120, за год 288, продолжительность солнечного сияния 1974,8 – 2226,9 часов. Средняя скорость муссонных ветров: зимнего северного-северо-западного – 5-10 м/с, летнего юго-восточного – 5-7 м/с, средняя скорость ветра за год – 6,2 м/с [3]. Сложный низкогорный рельеф местности в сочетании с изрезанной заливами и бухтами береговой полосой, осложняя развитие города, в тоже время способствовал сохранению естественных, незатронутых урбанизацией ландшафтов. В радиусе 50-60 км от центра города с населением в 623 тыс.человек находятся Национальный парк «Земля леопарда», Дальневосточный государственный морской заповедник и заповедник «Кедровая падь», южная часть массива Уссурийской тайги (окрестности горы Пидан). Потенциал развития марикультуры акватории залива Петра Великого (практически в черте города и его окрестностях) оценивается в 272000 т/год, при условии очищения акватории от последствий многолетнего сброса сточных вод [4].



Рис. 1. Схемы годового хода инсоляционного и ветрового режима на территории города, иллюстрирующие уникальные природно-климатические условия Владивостока. Наверно, будет сложно найти еще такой же город в России, в границах территории которого рекомендованная продолжительность отопительного периода различается на 40 дней….[7]

Кажется, сама природа подсказывает нам, что решение градостроительных и архитектурных проблем, стоящих перед городом, именно здесь должно идти нетрадиционными путями, позволяющими сохранить и бережно использовать ресурсы окружающей среды. Причем нетрадиционными, новыми, их, наверно, можно назвать с некоторым преувеличением - так как "экологическая архитектура", «экологический урбанизм» - уже давно не новое слово в мировом зодчестве.
Деградация окружающей среды сегодня – глобальная проблема, успех или провал в решении которой определит перспективы сохранения цивилизации, это общепризнано. Поэтому, отвечая на вызов третьего тысячелетия, сегодня необходимо разрабатывать и реализовывать концепцию развития Владивостока как модели городского поселения третьего тысячелетия, основанного на принципах устойчивого развития. Разработка перспективной модели городского экопоселения третьего тысячелетия будет способна привлечь передовые отечественные и зарубежные интеллектуальные силы, инновационные технологии, стимулировать разработку, внедрение и развитие новых технологий и идей в регионе и их последующий экспорт в страны АТР.
Для России, это звучит пока как экзотика, но появление и реализация подобных проектов за рубежом стало следствием продуманной градостроительной политики, начало которой положил энергетический кризис 72-75 годов. Основные положения устойчивого развития современной городской среды были сформулированы ведущими архитекторами Европы в хартии «О солнечной энергии в архитектуре и градостроительстве», принятой практически 20 лет назад (Берлин, 1996 г. [1]).Разработка концепции устойчивого развития города Владивостока и всей южно-приморской агломерации, потребует определенного времени для проработки наиболее целесообразных вариантов. Но, как представляется, часть проблем и путей их решения можно обозначить уже сегодня.



Рис. 2. Схема возможного развития города в широтном направлении, через акваторию Амурского залива

Необходимо еще раз провести тщательную оценку планов урбанизации острова Русского, в т.ч. п-ва Саперного. Уже сегодня строительство водовода, эксплуатация опреснительной установки, газопровода и ТЭЦ ведет к росту тарифов на содержание кампуса ДВФУ. Так, тариф на отпуск теплоэнергии на острове зимой 2012-13 г. был установлен в 4,5 тысяч рублей за 1 Гкал, почти в два раза выше, чем для континентальной части города [8].
Целесообразно сохранить зеленый массив острова, превратив его в Национальный парк Уссурийской тайги, показав ландшафты, флору и фауну северной, центральной и южной части Приморья, культуру и быт коренных народов края, приемы традиционного устойчивого природопользования. Это снизит антропогенную нагрузку на сохранившиеся ландшафты острова, привлечет больший поток туристов из стран АТР, желающих увидеть уникальную природу Приморья в ее естественном состоянии, чем планируемый конгресс-туризм, развитие острова как нового административно-делового центра города или особой экономической зоны.
В сложившемся городском пятне необходимо рассмотреть варианты по оптимизации сети общественного транспорта и реновации существующих промышленно-складских зон, рассекающих город в широтном направлении (долины Первой и Второй речки, речки Объяснения), например: - отказаться от строительства ВКАД (стоимость строительства эстакады по акватории Амурского залива в ценах июня 2014 г. должна была составить до 50 млрд. руб. [5]) и разгрузить центр города от автомобильного движения, создав систему перехватывающих парковок в р-не Народного проспекта и ул. Жигура (на прилегающих к улицам промышленно-складских территориях), в сочетании с выделенными полосами автобусного движения по проспекту Столетия, реконструкцией Рудневского моста и восстановлением трамвайного кольца от Луговой к Народному проспекту и далее по Светланской; - вывести деградировавшую промышленную зону из долины Первой речки, и создать на ее месте систему городских общественных и рекреационных пространств - «зеленого паркового пояса» от побережья Амурского залива к зеленому массиву бухты Горностай (обеспеченность жителей города зелеными насаждениями в 1986 г. была в три раза ниже нормы, и значительно не увеличилась за последнее время [9]) .
Оценивая более отдаленные перспективы развития города, нехватку территорий в границах полуострова можно восполнить освоением морской акватории. Например, уже сегодня в районе г. Находка создана технологическая база по производству морских бетонных оснований гравитационного типа (бухта Врангель, завод «Восток»), позволяющие рассмотреть практически реализацию идеи развития города в широтном направлении, через водное зеркало Амурского залива, от долины Первой речки к п-ву Песчаный. Город – мост, интегрирующий жилье, места приложения труда и парковую зону (в нашем примере как продолжение зеленого пояса долины Первой речки к таежным массивам Хасанского района) - конечно, не новое слово в мире архитектуры. Но, в условиях дальневосточного муссонного климата, благодаря широтному направлению «город - мост» выйдет на уровень «+Energy», используя энергию Солнца, практически меридиональную розу ветров, и волновую энергию моря (благоприятная для инсоляции широтная ориентация комплекса позволит, по предварительным расчетам, вырабатывать 1,6-2,1 млрд. кВт/ч в год только от солнечных фотоэлектрических панелей [2]). Это позволит окупить немалые затраты на реализацию проекта, исключив использование традиционных источников тепла и электроэнергии. «Опоры» моста – искусственные рифы - послужат местом для создания защитных сооружений санитарной марикультуры и последующего оздоровления акватории Амурского залива [6]. Развитие города в широтном направлении оптимизирует транспортные связи южного побережья Приморья, и позволит говорить о формировании Южно-Приморской городской агломерации, с транспортной доступностью населенных пунктов побережья в пределах 1- 1,5 часов.



Рис. 3. Так бы мог выглядеть жилой модуль «акваполиса-моста». Дипломный проект Е.И.Кялунзига, фото макета.


Список литературы:

1. European Charter for Solar Energy in Architecture and Urban Planning, 2-rd edition. Edited by Thomas Herzog. – Prestel, Munich, DE, 2008. – 129
2. Алябин Р.А., Казанцев П.А. Освоение прибрежной акватории как способ экологической реновации Приморских городов. – в материалах VII Международнойнаучно-практической конференции «Инновации в социокультурном пространстве», АМГУ, Благовещенск, 24 апреля 2014 г.
3. Климат Владивостока / Под ред. Швер Ц.А. Л.: Гидрометеоиздат, 1978. 167 с.
4. Масленников С.И. Перспективы развития марикультуры: проблемы и пути их решения. - в материалах 7 Международного форума «Природа без границ», Владивосток, 7-9 июня 2006 г.
5. Отчет совещания по строительству ВКАД, Владивосток, 24 июня 2014 г., - Информационное агентство «Приморье 24», Владивосток, 24.06.2014 г. http://www.primorye24.ru/news/city_life/40949-polpred-yuriy-trutnev-vkad-neobhodimo-stroit.html
6. Семененко В.И., Гиреева Е.С. , Новикова Я.А. Искусственные рифы, как элементы существенного оздоровления водных акваторий. – в материалах международной научно-технической конференции«Актуальные проблемы освоения биологических ресурсов Мирового океана», ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз», Владивосток, 2010 г.
7. Указания по учету климата и микроклимата Владивостока в строительстве. – Владивосток: Дальневосточный научно-исследовательский институт по строительству ДВНИИС, 1966 г. – 60 с
8. Федеральные арбитражные суды РФ. Пресса о нас: Новости, Владивосток, 06.02.2013: http://arbitr.ru/press-centr/press_arb_sud/78028.html
9. Юсакевич Н.Н., Лунц Л.Б. Озеленение городов России. – М.:Россельхозиздат, 1986 г. – с. 158

Источник:
Программа и тезисы II международной научно-практической конференции «Современенные проблемы архитектуры,
градостроительства, дизайна» ГОРОД, ПРИГОДНЫЙ ДЛЯ ЖИЗНИ
Дата проведения конференции: 12–14 ноября 2014, Красноярск, СФУ

http://news.sfu-kras.ru/files/programma_5.pdf

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account