ЭКОДОМА SOLAR

Экологическая архитектура - Дальний Восток

Previous Entry Share Next Entry
СРЕДА ОБИТАНИЯ
pavel_vladiv
авторский вариант статьи, опубликованной в газете Золотой рог:

http://www.zrpress.ru/markets/primorje_07.07.2015_73201_molodye-arkhitektory-nashli-vo-vladivostoke-ochen-serjeznuju-problemu.html

по техпричинам, из опубликованной статьи пропали иллюстрации

СРЕДА ОБИТАНИЯ

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид[1] (Среда обитания //Биологический энциклопедический словарь / глав. ред. М. С. Гиляров. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 603).



Если суммировать представления жителей Владивостока о комфортной среде обитания, то практически не ошибемся, если скажем, что, скорее всего, это мечта о солнечном городе-саде, но никак не мечта о продуваемом всеми ветрами городе, задыхающемся от автомобильных пробок, парковок и новых дорог. Особенно ярко проблема проявилась в современной истории города, когда уплотняют застройку в первую очередь за счет зеленых пространств – легких города, а появление новых офисов и жилых башен ведет к увеличению транспортной нагрузки и дефициту парковочных мест …. При этом в хаотической высотной застройке на вершинах и склонах сопок наши и так не слабые ветра обретают второе дыхание, а летом обитатели водоразделов мокнут в туманах, даже когда у подножья холмов светит солнце.



Ветер и солнечные лучи – направленные климатические факторы. Поэтому вполне себе обычный панельный дом, но «привязанный» архитектором «с умом» - развернутый поперек северного ветра – может снизить скорость зимнего муссона с 10-15 до приемлемых 2-3 м\с. И увеличить интенсивность солнечного прогрева у южного фасада в 1,5-2 раза. Жителям Владивостока хорошо знакомы такие немногочисленные «крымские» оазисы в городской среде зимой. Например – инсоляционные «пятачки» у южных торцов гостинок по Некрасовской. С не меньшей эффективностью продуманные архитектурные решения могут смягчать и летнюю жару. Регулирование ветра и солнца должно в первую очередь стать «полем» работы архитектора, поставившего перед собой цель создать дружелюбную для человека и природы, комфортную среду. Особенно в нашем уникальном по природно-климатическим и ландшафтным факторам городе.



Искусство проектирования зданий, и, в целом, комфортной среды обитания человека, «дрюжелюбной» к окружающей нас природной среде, сегодня определяют как «экологическая архитектура». Но этому течению в архитектуре как минимум несколько тысяч лет. Именно такой и была традиционная архитектура наших предков. В конце концов, это был вопрос экономии ресурсов и даже выживания человека, часто в довольно дискомфортных условиях приполярных областей Сибири или пустынь Ближнего и Среднего Востока…., задолго до того, как были изобретены системы инженерного климатического контроля.
Конечно, современный нам Владивосток сложно отнести к городам с дружелюбной, комфортной тепловой средой. Сплошная застройка панельных крейсеров и башен в 70-80 годы превратила наши сопки в подобие Вавилонских зиккуратов – ступенчатых пирамид, во дворах-коридорах которых свободно гуляют только ветер и приморские туманы. В уникальном новострое кампуса ДВФУ – корпуса и арки создают зимой на части аллей просто ураганный ветер. Да и историческая решетка улиц центральной части города раскрыта не на лучшие во Владивостоке стороны горизонта, и те из них, что выходят на Амурский залив, превращаются в своеобразные аэродинамические трубы зимой.
Но эти примеры скорее всего не вина, а беда застройщиков – во Владивостоке не было и нет норм, регулирующих тепловой комфорт пешеходных улиц, аллей и дворов (например, скорость ветра в зоне прогулок в наши зимние погоды, и сырое холодное лето не должна быть выше 2 м\с – эта цифра давно озвучена специалистами…). Тогда как известен опыт новозеландского Веллингтона – города с не менее дождливым и ветреным климатом. Разрешение на строительство новой «башни» - жилой или административной – здесь выдают только после тщательной проверки аэродинамики строения. Результаты испытаний должны доказать, что и после завершения строительства микроклимат прилегающих территорий как минимум не ухудшится.



Но есть и позитивный опыт строительства «солнечного» здания, находящегося буквально на виду у всего города. В отсутствии отечественных норм на солнечную, энергосберегающую архитектуру, в советский период на улице Светланской (тогда еще Ленинской) появилось уникальное здание Владивостокского цирка (1974 г., арх. С. Гельфер и Г. Напреенко, инженер В. Шемякин). Здание, архитектура которого отвечает всем самым строгим стандартам дома с пассивным и активным солнечным отоплением. Огромный полуциркульный в плане витраж фойе (солнечные лучи меньше отражаются стеклом и проникают внутрь), развернутый на 15º к юго-западу (наибольшее количество тепла зимой); массивные бетонные конструкции фойе (термальные массивы, снижающие перегрев летом и сохраняющие тепло зимой); кровля, наклон которой благоприятен для размещения солнечных коллекторов горячего водоснабжения и солнечных фотоэлектрических систем; глубокий козырек кровли, закрывающий витраж от высокого летнего солнца; и даже ноу-хау западной эко-архитектуры последнего десятилетия – двойной фасад витража, позволяющий оптимизировать отопление, солнцезащиту и аэрацию холлов и фойе цирка.
К сожалению, качество строительных материалов той эпохи не позволило реализовать все находки архитекторов (например, покрыть массивный пол солнечного фойе не паркетом, а керамогранитом – его просто тогда не было). Остается надеяться, что заложенный в здание «зеленый» потенциал будет учтен при его реконструкции ….
К солнечным домам города можно отнести и несколько исторических зданий – например. офицерские флигели вдоль Светланской, и «Дом губернатора». Одноэтажный «плоский» северный фасад (склон рельефа защищает дом с неблагоприятной стороны горизонта); развитый двух - трехэтажный с неглубоким курдонером южный; протяженный сквер из лиственных деревьев с юга, раскрывающий дом на солнечное тепло зимой, и укрывающий от перегрева летом ….. И - как современный анти-пример: напротив, через бухту, наверно технически совершенное, интересное в интерьерах, современное здание Приморской оперы – развернутое глухим «подсобным» фасадом на юго-восток, и громадным витражем и открытыми площадями перед фасадом для посетителей - на северо-запад …. Однозначно, при сравнимых конструктивных решениях, теплопотери такого витража, а следовательно, и расходы на содержание здания оперы будут заметно больше, чем, к примеру того же цирка после замены главного витража на энергосберегающий.
Рассматривая вопрос экономической целесообразности внедрения технологий экологической архитектуры во Владивостоке, надо признать, что строительство «зеленого» здания в среднем на 10-30% дороже обычного. Но этот недостаток проявляется в системе расчетов на стадии «построил, сдал – и забыл». Если же мы рассматриваем экономику здания, района или города в целом, на всем отрезке эксплуатации, зеленые технологии здесь вне конкуренции. Срок их окупаемости таких технологий – примерно 5-10 лет. Но, к сожалению, эффект от преимуществ зеленых технологий не распространяется на застройщика. И, если будущий потребитель «строительного продукта» обезличен (что и происходит, например, при массовой жилой застройке), то энергоэффективная архитектура воспринимается строителем (порой и архитектором) как дополнительное и непонятное по целям усложнение проектирования и производства, требующее к тому же еще и «немецкого качества». Поэтому следует признать, что и в ближайшем будущем зеленая архитектура во Владивостоке останется частной инициативой архитектора и заказчика.


Иллюстрации:



Открытый всем ветрам мыс Бурный, наверно, и должен был стать одной из первых площадок города для воплощения «ветрозащитного здания». Великолепные панорамы Амурского залива привлекают на набережную многочисленных горожан и гостей города, а башня гостиницы в центре площадки явно не сможет уберечь пешеходов от ветра.
Используя методы компьютерного моделирования ветровых потоков, студенты «мастерской ресурсосберегающей архитектуры» кафедры Архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ Дарья Воробьева, Екатерина Макурина и Маргарита Шведова, предложили несколько альтернативных вариантов архитектурного решения здания гостиницы на мысе Бурном, учитывающих неблагоприятный ветровой режим (1,2,3).



Европейские города уже лет десять как признали свое поражение в гонке за автомобилем, и, отказываясь от строительства новых хайвэев, развивают общественный транспорт, возвращая территорию общественной и жилой застройки пешеходу. Полностью пешеходным к 2020 году планирует стать портовый Гамбург, протяженность трамвайных маршрутов Аугсбурга, города с населением в 2,5 раза меньше, чем Владивосток - 45,4 км. Но наиболее яркий пример, наверно – Париж, отстроивший в борьбе с пробками магистраль по набережной Сены в 1975, и превративший ее в пляж длиной в 3,5 км. в самом центре города в 2010….Свободные от автомобиля (перехватывающие парковки по периметру территории), укрытые от ветра и развернутые к солнцу кварталы малоэтажной застройки Яны Марус и Дарьи Воробьевой – региональный взгляд молодых зодчих на будущий облик жилой застройки Владивостока в ближайшие 10 лет (4,5)




Линейные здания поперек склона – еще один способ решить транспортные проблемы нашего города. В проектах жилой застройки на склонах Евгения Силина и Дмитрия Щукина пешеходы попадают с нижних отметок ул. Светланской на верхние террасы по защищенным от ветра и непогоды внутренним галереям зданий, оборудованных лифтами и эскалаторами (6,7)



Футуристические структуры в долине Первой речки дипломника и магистра Мариам Вартанян и Таисии Ловиной не лишены реализма. Фотоэлектрические кровли – структурные решетки с размещенными на них поворотными солнечными панелями способны обеспечить электроэнергией не только здания, поддерживающие кровлю, но и прилегающую к долине жилую застройку. На нижних уровнях «ленты» предусмотрены пешеходные и транспортные переходы через каньон долины, рассекающий южный район города. Долина освобождается от деградировавшей промышленной зоны и озеленяется. (8,9) В проекте генплана Вартанян использованы фрагмент обустройства территории Нефтебазы студентов Ефимченко и Бурлака



Еще одна реплика домов на опорах. Многие прибрежные города из-за нехватки территорий шагнули в море. Наверно и нам в недалеком будущем лучше оставить вершины сопок в покое, отдав их ветрозащитным паркам. А дома разместить на опорах над морем – перекинув их в виде мостов через бухту Новик, или Золотой рог. Дипломный проект Оксаны Губановой (10)



Ветрозащитные многоэтажные жилые здания – еще одна актуальная тема для города. В домах галерейного типа квартиры в два уровня смотрят на юг. Полуциркульные дворы залиты солнцем. Дом полностью автономен от тепловых и электро- сетей. Тепло и электричество жильцам дают ветрогенераторы, фотопанели и солнечные водяные коллекторы. В отличие от парящих зданий возведение такого дома для строительного комплекса Владивостока вполне посильная задача уже сегодня. Дипломный проект Александра Калмыкова (11) Ветрозащитные дома разработаны для микрорайона «Снеговая Падь»



Такой солнечный многоэтажный жилой дом мог появиться на п-ве Шкота еще лет 8 назад. Эскизный проект, архитектурная фирма Аргус-Арт, архитектор Павел Казанцев, 3D Елена Алексеенко и Ольга Резник (12)

Студенческие проекты выполнены в мастерской ресурсосберегающей архитектуры кафедры Архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ, под руководством профессора Павла Казанцева, старших преподавателей Егора Ван-Хо-Бина и Елены Кялунзига

В иллюстрациях как курсовые проекты, так и дипломные проекты выпусков этого года, и прошлого года. Темы были сквозные, этот год в какой-то мере завершал прошлый.

?

Log in

No account? Create an account