ЭКОДОМА SOLAR

Экологическая архитектура - Дальний Восток

Previous Entry Share Next Entry
Десять лет экспериментального курса "Основы экологической архитектуры и дизайна"
pavel_vladiv
Текст интервью, опубликованного в журнале ARHIWORLD, Бельгия, год назад, русскоязычный вариант:

автор - Анастасия Лаукайнен, корреспондент журнала по России

Павел Анатольевич, уже более 10 лет Вы ведете курс экологического проектирования в ДГВТУ. Насколько я знаю, Вы были первым, кто ввел подобную дисциплину в университетскую программу. Как возникла эта инициатива? Это был ответ на интерес студентов или интерес пришел в течение работы курса?

Во многом это был личный интерес к теме экологической архитектуры, и отсутствие возможностей реализации своих идей на практике: в 90-е годы мало кто из заказчиков слышал даже о технологиях отопления зданий солнечными коллекторами, или о пассивной солнечной архитектуре. И, конечно, были пробные единичные проекты «солнечной» тематики с «лидерами» учебных групп, убедившие автора в положительной реакции студентов.

Теоретической основой курса стали лекции «Архитектурной климатологии» для студентов 3 года обучения, практические задания были встроены на 4-6 курсе в учебную программу «архитектурного проектирования». Конечно, все 6 проектных заданий, выстроенные по нарастающей от простой «биоклиматической» архитектурной формы до экологического небоскреба, были разработаны не сразу. Первый выпуск, выполнивший полную программу, закончил АрхИД в 2007 г.

Работа со студентами дает возможность до сих пор обращаться к альтернативной архитектуре ближайшего будущего, которая по ряду социальных и экономических причин в России и сегодня воспринимается большей частью как фантастика.

Какова была реакция среди сотрудников университета? Вам оказывали поддержку Ваши коллеги, помогали ли Вам расширить курс?

Был полный спектр реакций: от полнейшего неприятия (на одном из ученых советов института даже в 2006 году маститые коллеги доказывали автору, что «экологической архитектуры нет, а солнечная архитектура никак не может быть отнесена к экологической», дословная цитата!) до поддержки и совместной работы с выпускниками, возвращавшимися ассистентами на курс автора. Во многом сама тема экологического проектирования получила «прописку» в АрхИД благодаря директору института в 2003-2007 гг. профессору Ерышевой Елене, и нынешнему ректору университета, доктору Анвиру Фаткулину. (АрхИД – Институт архитектуры, искусств и дизайна ДВГТУ).

Как изменилась работа со студентами в течение этих 10 лет? Поменялись ли акценты?

Акценты приходится менять каждый год, поскольку меняется актуальность учебных заданий, и интересы студентов. Например, нынешнее поколение (будущий выпуск 2011 г.) интересуется прежде всего «практикой» экологической архитектуры, и менее склонно к архитектурным «эко»-фантазиям. Со становлением технопарка ДВГТУ «Малоэтажное экологическое домостроение» появится возможность завершить учебный цикл воплощением студенческих идей на практике, включая стадию разработки рабочих чертежей и сборки небольших энергосберегающих домов, которые могли бы найти спрос для экотуризма в южной части Уссурийской тайги. Но работа находится в самом начале, деревообрабатывающая линия технопарка получила сертификат в августе 2009 г.

Можно ли сказать, что сейчас экологический аспект присутствует во всех курсах проектирования в Университетах или это по-прежнему редкая тема?

Насколько я могу судить по участию в международных выставках и конференциях, посвященных экологической архитектуре, разработка отдельных курсовых и дипломных проектов экологической тематики сегодня довольно обычная практика в ведущих архитектурных школах России. Но о попытке системного подхода к экологическому архитектурному образованию, и попытке формирования сквозного 4-летнего проектного курса экологической архитектуры сейчас можно говорить только применительно к АрхИД ДВГТУ. А результат работы за эти 10 лет – 28 студентов-лауреатов международных выставок и конкурсов с проектами экологической тематики.


Много Ваших студентов решили в будущем работать исключительно в экологической архитектуре? Что вы можете посоветовать таким студентам? Каковы их перспективы на рынке?

Российский архитектурный рынок, региональный рынок юга Дальнего Востока возможности сосредоточится исключительно на разработке экологических зданий, на биоклиматическом ландшафтном дизайне сегодня не дает. Но практически все выпускники используют в своих проектах элементы пассивной солнечной и энергосберегающей архитектуры. Как ни парадоксально, я думаю, что перспективы моих выпускников неплохие, так как решение проблемы энергоэффективности жилья, и проблемы формирования социального жилого фонда, в 2010 г. заявлены как приоритетные государственные задачи. А это может повлечь за собой и государственное финансирование соответствующих проектов в последующие два-три года. Да и часть выпускников уже пробуют себя за рубежом – в Японии, Канаде, Китае…


В России все больше и больше говорят о зеленой архитектуре. Как вы считаете, какие главные «силы» ведут и будут вести развитие экологической архитектуры в стране?

Архитектурное сообщество, безусловно, может и будет содействовать внедрению экологического сознания в стране через образовательные программы, пилотные проекты, средства массовой информации и т.д., но, к сожалению в силу Российской специфики, большинство проектных фирм идет на поводу у интересов заказчика, и вряд ли эта ситуация изменится в ближайшее время. А в своей массе интересы заказчика далеки от эко-архитектуры, а проблема энергоэффективности зданий сведена к внедрению новых теплоизолирующих материалов и энергосберегающих светильников….

Главной силой остается частный застройщик, который пытается обеспечить автономность индивидуального жилья от изношенных инженерных сетей, и независимость от растущих коммунальных платежей; либо немногочисленный заказчик, пытающийся продать ставший вдруг модным «лейбл» экоздания арендаторам офисов и торговых площадей. Одновременно просматривается перспектива, что основным финансовым игроком на рынке экологической архитектуры могут стать государственные структуры, особенно в регионах с ограниченными топливными ресурсами. Например, такая возможность еще рассматривается при развитии инфраструктуры Дальневосточного федерального университета на о. Русском под Владивостоком. Хотя дать однозначный ответ невозможно, так как действует множество разнонаправленных тенденций, в том числе и тенденция обеспечения стабильного внутреннего рынка сбыта невозобновляемых энергоресурсов для отечественных компаний (например, газификация ЖКХ юга Дальнего Востока, при том что это самый перспективный регион РФ по использованию гелиоресурсов).


У Вас, как у специалиста, есть «прогнозы»? Как «географически» будет двигаться развитие? Какие регионы готовы и на уровне климатических условиях и на уровне самосознания населения?

Есть несколько перспективных регионов, где тема альтернативной энергетики и экологической архитектуры развивается уже более полутора – двух десятков лет: Сибирское (Новосибирск) и Дальневосточное отделение РАН (Владивосток), Алтай, Южный Урал, Кубань. Центральный регион в силу активных контактов с коллегами из Европы. Наверно, надо помнить и о заделе советского периода, я имею ввиду полигон «Солнце» Института высоких температур АН СССР.

В ходе Вашей работы Вы сотрудничали с какими-либо Европейскими Университетами? Вы хотели бы, чтобы количество программ с такими университетами стало больше?

Да, такое сотрудничество было, причем не столько с Европейскими университетами – в силу нашего географического положения на Тихоокеанском побережье Азии. Содействие в становлении курса на его самой ранней стадии оказал образовательный центр Green Building Program (Austin, TX). Международные экологические мастерклассы и обмен студентами проводились с Tokyo University of Science, Universidad Anahuac Mexico Norte, National Cheng-Kung University (NCKU, Taiwan). В странах Европейского Союза это в основном участие студенческих проектов в конференциях по вопросам экологического архитектурного образования: ISES Solar Academy (Frieburg), TIA conference in Danube University (Krems).


И последний вопрос, над чем Вы сейчас работаете? Есть интересные проекты?

Сейчас на моем «рабочем столе» проекты малоэтажных «социальных» жилых каркасных домов с солнечным отоплением для южной части Российского Дальнего Востока. Проектируется полная «линейка» экодомов эконом класса, начиная от небольших дачных и туристических модулей, жилых домов для молодой семьи площадью 60-70 кв.м., до коттеджей в 120-130 кв.м. жилой площади. Расчетная доля солнечного отопления 75 – 81% за зимний период.

сайт автора странички: http://pal-antvlad.narod2.ru/

  • 1

преподавание курса на кафедре ДАС завершено

Преподавание экспериментального курса "Основы экологической архитектуры и дизайна" на кафедре Дизайна архитектурной среды Дальневосточного федерального университета завершено весной 2011 г., третьим полным выпуском, прошедшим полную 4-летнюю программу, и защитившем дипломы 14, 17 и 21 июня 2011 г. Автор курса переходит на другую кафедру ДВФУ

результат курса

С 1998 г. выпущено два пробных курса 2001, 2003 года (отдельные студенты в группе выполнили 3 проекта экологической тематики, включая дипломный проект): и три полных экологических выпуска 2005, 2007, 2011 года. Всего более 70 человек, из них 29 становились лауреатами федеральных и международных конкурсов и смотров экологической архитектуры. Преподавание завершил, так как не нашел понимания с руководством кафедры ДАС, и, скорее всего, все, что было сделано - вопреки ... Достаточно сказать, что из более чем 15 выставок и конкурсов, где показывали свои работы студенты, - все за их собственный счет и за счет автора курса, спонсоров - ООО НПЦ ЭНВИЭН. В том числе и участие в конференции в Токио 2005 года ... Финансировалась только одна выставка RENEXPO06. До 2010 г. ответ был один, экоархитектуры нет,....

  • 1
?

Log in